В отличие от научно обоснованной…

В отличие от научно обоснованной работы В. А. Калягина, выполненной с применением объективных экспериментально-психологических методик, статья сотрудника Ленинградского НИИ ЛОР М. Н. Киселевой «Некоторые данные о трудовой деятельности заикающихся» написана с узко педагогических позиций. Она посвящена вопросу профессиональной ориентации и трудовой деятельности заикающихся. В ней автор, характеризуя группу пациентов, которые считают, что им с работой не повезло, вследствие чего они часто меняют место работы, пишет: «Такие люди неуживчивы в коллективе, часто недовольны начальством, считают, что окружающие ущемляют их интересы лишь потому, что они заикаются, хотя это, разумеется, ошибочное мнение. Такие больные часто имеют работу менее квалифицированную, чем должны были бы иметь по своему образованию. Например, техник-строитель по образованию вместо должности прораба или мастера, переменив четыре места, работает штамповщицей на станке. Причина этого только одна — неверная профориентация при выборе техникума». Сделанный вывод представляется малоубедительным, так как автор не приводит данных о нервно-психических особенностях, на фоне которых протекает заикание у пациентов этой группы.

Судя по приведенной характеристике больных, они, видимо, страдают различными неврозами, а возможно, и некоторыми формами психопатии, что и является в сочетании с заиканием основной причиной их определенной социальной дезадаптации. Вопрос о трудовой деятельности и профессиональной ориентации заикающихся сложный. Участие в решении подобных вопросов требует учета очень подробных и всесторонних сведений о больных, длительного наблюдения и неформального психологического контакта с пациентом. Широко известно, что нередко возникают значительные трудности и ошибки при выборе профессии у совершенно здоровых людей.

Вопреки рекомендациям автора думаем, что логопед, наблюдающий заикающегося в стационаре в течение месяца, не во всех случаях должен давать советы своему больному по поводу выбора профессии, и делать это нужно с большой осторожностью. Еще одним примером сугубо дидактического подхода к проблеме устранения заикания у взрослых, неприемлемого в настоящее время, являются методические рекомендации, подготовленные на базе Ленинградского НИИ ЛОР и психоневрологического диспансера Фрунзенского района Ленинграда. Мотивируя необходимость издания настоящих рекомендаций, составители (Вессарт О. В., Драбик Н. А.) пишут: «Приемы, предлагаемые разными специалистами, не одинаковы, а существующими упражнениями не исчерпываются все возможности речевой тренировки.

Таким образом, необходим обмен опытом и творческий подход к существующим методикам, обеспечивающий введение новых приемов коррекции речи и совершенствование дидактического материала». Прочитав вышеизложенное, специалисты вправе ожидать принципиально новых, научно обоснованных методических указаний, которые они могли бы применить в работе со своими пациентами.

Но составители рекомендуют уже давно и широко известные приемы, описанные в работах И. А. Сикорского, В. М. Шкловского и других исследователей. Только в этом большой беды не было бы. Хуже то, что в рекомендациях указанных авторов отсутствуют дифференцированный и психотерапевтический подходы к терапии взрослых заикающихся, а принцип комплексности лечения только декларируется.

Комментарии закрыты.

Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Страница: 1 2