В этой группе выделено 2 ситуации речевого общения

В этой группе выделено 2 ситуации речевого общения. У подростков и взрослых во внимание принималась прежде всего тренировочная самостоятельная и стихотворная речь, чтение прозаических отрывков, подготовка вслух устных уроков; у детей младшего школьного и дошкольного возраста (по наблюдениям родителей) — речь в процессе самостоятельной игровой деятельности. У детей оценивалась как спокойная, так и несколько возбужденная речь, обусловленная увлечением игрой. Приведенный цифровой материал, указывая на наибольшее количество случаев исчезновения заикания наедине с собой в группе подростков, свидетельствует об их большей эмоциональной неустойчивости и более выраженной зависимости в речевом отношении от окружающих людей.

В меньшей степени эта зависимость проявляется у детей. Взрослые занимают промежуточное положение. Качество речи в данной ситуации почти не зависит от обычной для больного выраженности речевого дефекта. Приведем наиболее характерный пример.

Больной Ф., 16 лет, ученик массовой школы: «Когда я нахожусь дома один, я читаю и пересказываю уроки без всякого заикания. Мне нравится такая речь. Я каждый раз даю себе слово так же говорить в школе.

Но как только меня вызывают к доске, я уже по дороге начинаю очень волноваться, а потом долго не могу начать говорить, а когда начинаю, говорю с сильным заиканием…». 2-я группа. Общение в домашних условиях В этой группе выделено 14 ситуаций речевого общения, зависящих от того, с кем и в каком состоянии разговаривает больной (отец, мать, дети, братья, сестры, мужья, жены, соседи и др.; общение в спокойном состоянии и в конфликтной ситуации). Анализ исследованных случаев показывает, что состояние речи заикающихся в данных условиях зависит как от выраженности речевого нарушения, так и, в большей степени, от характера отношений, сложившихся между домашними (отношения в семье, отношения между членами семьи и больным). В доме, в котором относятся друг к другу заботливо и доброжелательно, ровно и тактично, наши больные отмечают значительное улучшение речи. Когда же в семье постоянно царит атмосфера недоброжелательности, крикливости, взаимных упреков ит. п., речь заикающегося в лучшую сторону не меняется, в ситуации конфликта возможно значительное ухудшение речи. Особенно в таких случаях страдает речь детей и подростков как наиболее зависимых и легко ранимых членов семейного коллектива. По данным, приведенным в таблице 3, заикание усиливается в трех возрастных группах следующим образом: дети — 9, подростки — 8, взрослые — 5. Состояние речи не меняется в большинстве случаев у детей: дети—57, подростки — 24, взрослые — 8. По улучшению речи в домашней обстановке первое место занимают взрослые — 81, промежуточное положение подростки — 66, и на третьем месте дети — 34.

Комментарии закрыты.

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Страница: 1 2