Так, В. М. Шкловский приводит…

Так, В. М. Шкловский приводит результаты изучения кож- но-гальванической реакции (КГР) у зрослых заикающихся. По уровню эмоциональных нарушений больные были распределены следующим образом. В 1-ю группу вошли заикающиеся, в структуре личности которых не было отмечено патологических отклонений, заикание не наложило характерного отпечатка на систему их отношений с окружающими людьми.

В социальном плане эти больные были в достаточной степени адаптированы. Во 2-ю, наиболее многочисленную группу вошли больные, у которых отмечались значительные эмоциональные расстройства, выраженный страх речи в ситуациях, требовавших особенно активного речевого общения, что, по мнению автора, свидетельствует об избирательном характере нарушений в системе отношений этих больных. К 3-й группе, примерно равной по количеству больных первой, В. М. Шкловский относит заикающихся, у которых тяжесть заболевания определялась выраженностью эмоциональных нарушений. В структуре личности больных 3-й группы, по данным психофизиологических исследований, отмечались стойкие патологические отклонения. У них наблюдалась дезорганизация всей системы личностных отношений и поведения, основанная на непреодолимом страхе речи и резко выраженном чувстве неполноценности.

У больных 3-й группы возникали большие трудности при получении образования, существенно была нарушена трудовая деятельность. Проведенные В. М. Шкловским исследования убедительно показывают, что речевые судороги у взрослых заикающихся — это только часть общей картины заикания, а четкая характеристика выделенных им трех групп дает возможность диагностировать и дифференцировать эмоциональные нарушения, страх речи, позволяет говорить о трех уровнях лого — фобии. Но, к сожалению, исследование кожно-гальванических реакций возможно в условиях научных лабораторий, а специалисту-практику в основном приходится опираться на свой опыт.

В методических рекомендациях В. А. Калягина и М. Н. Киелевой наряду с психологическим исследованием темперамента заикающихся, их степени неудовлетворенности собой и склонности к лидерству приводится адаптированный вариант модифицированного теста Эриксона. С помощью этого теста оценивается в баллах уровень специфической речевой тревоги больных в определенных ситуациях общения.

Тест состоит из 24 утверждений, подтверждающих или отрицающих различные проявления нарушений коммуникативной функции речи, т. е. 12 утверждений указывают на наличие 4 страха речи, другие 12 утверждений говорят об его отсутствии. Очевидно, что с помощью теста Эриксона исследователь может получить более развернутую картину переживаний заикающегося, а это, в свою очередь, позволяет проводить целенаправленнее лого- и психотерапевтическую работу. В этом i тесте отражены основные эмоционально значимые для больных ситуации речевого общения. В нем есть и общение с учителем, начальником, в обществе с незнакомыми людьми, отношение к собственному нарушению речи, избирательный а подход к выбору собеседника.

Комментарии закрыты.

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Страница: 1 2