Отдельные исследователи не видят…

Отдельные исследователи не видят в возникновении заикания у детей со сниженным интеллектом каких-либо особенностей. Так, Е. И. Буцкова, останавливаясь на вопросе этиологии заикания у учащихся вспомогательной школы, указывает причины возникновения этого дефекта речи, характерные для умственно полноценных детей. По вопросу специфики проявления заикания у олигофренов в литературе можно выделить наиболее общие для ряда авторов положения. М. В. Богданов-Березовский, Е. И. Буцкова, М. Е. Хватцев, М. Зееман, Л. Г. Парамонова отмечают, что для заикающихся умственно отсталых детей характерны чрезвычайно многочисленные и тяжелые нарушения звукопроизношения в виде полиморфного косноязычия, лепета, аграмматизма, звуковых персевераций и т. д. Такое многообразие речевых недостатков у олигофренов свидетельствует о глубоком нарушении их речи в целом. , По наблюдениям Э. Сегена, Р. Крафта-Эбинга, М. В. Богданова-Березовского, М. Е. Хватцева, заикание у олигофренов связано с нарушениями общей моторики ребенка. У умственно отсталых детей и «особенно у тех из них, которые. одержимы спазматическими движениями, довольно часто появляется заикание», — пишет Эдуард Сеген.

Слабое, поверхностное дыхание, в особенности короткий речевой выдох у заикающихся детей со сниженным интеллектом отмечается в работах М. В. Богданова-Березовского и М. Е. Хватцева. По поводу переживаний заикающихся олигофренов в связи с их речевым дефектом отдельными авторами высказываются различные точки зрения.

«Желание сказать что-либо и остаться при этом непонятым, — говорит Е. Я. Гиндес, — является большим несчастьем для ребенка, он страдает от этого, раздражается, теряет душевное равновесие, а главное — тормозит свое умственное развитие». Несколько иную точку зрения высказывает Л. Г. Парамонова (1965), которая считает, что переживания в связи с речевыми недостатками, звукофобии не являются типичными для олигофренов, страдающих заиканием. Наиболее правильной представляется точка зрения М. Е. Хватцева. Он подчеркивает, что психические наслое-ния у олигофренов менее развиты, чем у умственно полноценных школьников, страдающих заиканием, т. е. автор говорит о различном уровне переживаний по поводу заикания у нормальных и отсталых детей.

Комментарии закрыты.

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Страница: 1 2