Основываясь на глубоком…

Основываясь на глубоком знании психологии детского возраста и на собственном большом опыте логопедической работы, авторы предлагают последовательную систему различных игр-упражнений («расслабляющие упражнения», «режим относительного молчания — игра в молчанку», «куклы-петрушки — кукольный театр», «инсценировки» и др.), которая включает в себя все необходимые лого — и психотерапевтические мероприятия, направленные на успешное преодоление заикания у детей-дошкольников. Представителем чисто дидактического подхода к проблеме заикания в конце 70-х годов является А. И. Богомолова, в работе которой недооценивается роль предрасполагающих заболеваний нервной системы в этиопатогенезе этой сложной речевой патологии. Она утверждает, «что значение невротических проявлений у заикающихся преувеличено: на самом деле они — следствие заикания и полностью зависят от состояния речи…». По мере того как наступает улучшение речи пациентов в процессе логопедических занятий, исчезают, по мнению автора, и невротические наслоения, в связи с чем в курсе устранения заикания явно недооцениваются лечебные мероприятия. Также отсюда вытекает и характерная направленность логопедических приемов, основанных на механических упражнениях в скандированной речи, которые должны обязательно сопровождаться дирижирующим движением руки больного. Согласиться с подобными утверждениями — значит полностью перечеркнуть все прогрессивные взгляды на теорию и практику лечения заикания, которые высказывались в трудах X. Лагузена, И. А. Сикорского и многих других, в том числе и современных исследователей (Селиверстов В. И.; Ястребова А. В.; Шкловский В. М., и др.). В отличие от работ с выраженной педагогической направленностью в изучении и устранении заикания, монография В. А. Куршева написана с позиций, учитывающих многообразие этиопатогенетических факторов и клинических особенностей данной речевой патологии. Автор считает, что в развитии большинства случаев заикания ведущую роль играют психические травмы, а другие факторы действуют опосредованно через психическое травмирование. В некоторых случаях автор не исключает развития заикания за счет нарушения нейродинамических механизмов. Здесь имеются в виду травмы головы, острые органические процессы, эпилептические припадки, диэнцефальные кризы. Такое представление о причинах возникновения заикания, основанное на большом материале экспериментальных и лабораторных исследований, в целом совпадает с точкой зрения многих авторов, рассматривающих заикание как одну из форм невроза, в основе которой лежит психогения (Хватцев М. Е.; Мясищев В. Н., и др.). Но в качестве непосредственной причины заикания — «основного феномена» — В. А. Куршев недостаточно обоснованно выдвигает дефекты голосообразования у больных. «Основой заикания, — указывает автор, — оказалось преходящее (функциональное) выключение голоса. Доказательством служил тот факт, что заикающиеся могли произнести все безголосовые звуки (ссс, ффф, п, т), но произношение гласных звуков вызывало затруднения. Судорогоподобные симптомы — это различные формы борьбы с голосовыми нарушениями». С таким выводом согласиться трудно, так как широко известно (в литературе по этому вопросу высказывается единое мнение), что судороги у заикающихся возникают как на гласных, так и на согласных звуках. При этом у больных, как правило, наблюдаются речевые судороги смешанной формы, в чистом же виде голосовая форма у заикающихся встречается редко. Что же касается указаний В. А. Куршева на свободное произнесение больными согласных звуков (ссс, ффф, …), то само написание этих согласных показывает, что автор говорит об изолированном произнесении звуков на удлиненном выдохе. В аналогичных условиях заикающиеся даже при выраженной степени речевого дефекта, в подавляющем большинстве случаев и гласные звуки произносят без затруднений.

Комментарии закрыты.

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Страница: 1 2