Основное отличие…

Основное отличие заикающихся со сниженным интеллектом от умственно полноценных детей, страдающих заиканием, заключается в том, что речевые расстройства детей с олигофренией тесно связаны в подавляющем большинстве случаев с задержкой психофизического, речевого развития и с нарушением моторики ребенка. Как правило, движения детей с олигофренией плохо координированы, темп движений нарушен: у эретичных и дисфорических (по Д. Н. Исаеву) — ускорен, у торпидных — замедлен. Нарушены также плавность, ритмичность общих и артикуляционных движений, наблюдаются выраженные нарушения динамического и орального праксиса.

В 75% случаев было обнаружено скрытое левшество. При обследовании речи и выяснении истории возникновения речевых недостатков у детей была выявлена следующая картина: речь 22 человек из 28 обследованных развивалась с большой задержкой (первые слова появились после 2 лет, фразовая речь — к 3—4 годам) и у этих же 22 человек наблюдались различные формы дизартрии. Из анамнеза видно, что заикание у обследованной группы детей появилось не в 3—5 лет, как обычно бывает у детей с нормальным интеллектом, а позднее, в возрасте 5—8 лет, и развивалось не в острой форме, кроме того, факт возникновения заикания родители во многих случаях не связывали с какими-либо видимыми причинами. Поэтому можно думать, что заикание у детей со сниженным интеллектом возникает обычно без психогенных пусковых механизмов, как системное нарушение речи органического генеза.

Однако приходилось наблюдать отдельные случаи возникновения заикания у данной категории больных в результате затянувшейся психотравмирующей ситуации на фоне развития астеноневротической симптоматики. Появление заикания у детей со сниженным интеллектом совпадает с периодом формирования у них более сложных логико-грамматических конструкций.

При обследовании было выяснено, что у большинства пациентов словарный запас беден, речь аграмматична, у многих наблюдалось нарушение фонематического слуха, преобладание конкретных форм мышления. Обследование также показало, что у многих детей вследствие ускоренных (эретичные олигофрены) или замедленных (торпидные больные) двигательных навыков изменен темп речи, наблюдается слабое, поверхностное дыхание, напряженный, плохо модулированный голос, нечеткая, смазанная артикуляция, нарушения звукопроизношения, затруднения при повторении ряда автоматизированных слов, ослабленная, механическая память, склонность к речевым штампам.

Комментарии закрыты.

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Страница: 1 2