Обобщая данные, приведенные в настоящей главе

Обобщая данные, приведенные в настоящей главе, посвященной особенностям лечения заикания, которые обусловлены его клиническим патоморфозом, можно сделать следующие выводы: особенности лечения заикания у больных с различной нервно-психической патологией рассмотрены в четырех аспектах. 1. Лого-терапевтический. Введение охранительного режима учитывает условия жизни и работы больного, так как режим вводится в удобное для пациента время. Подбор дидактического материала учитывает низкий уровень образования и культуры многих пациентов (особенно подростков). Выявлена зависимость лого-терапевтической работы от принадлежности больного к различным социальным группам населения (возможность посещения занятий, пропуски занятий). В функциональные тренировки вводится современная деловая и бытовая лексика. Для больных с истерическим заиканием значительно удлиняется проведение охранительного режима (5—6 дней), делается акцент на тренировке дыхательных упражнений. С заикающимися детьми со сниженным интеллектом проводится работа над речью в целом, предусматривающая расширение запаса знаний, представлений и активного словаря, коррекцию звукопроизношения. С этой категорией заикающихся был проведен эксперимент, связанный с применением аппарата АИР (для эретичных и дисфорических олигофренов); особое значение приобретает работа с родителями детей. 2. Психологический. У ряда больных, посещавших ранее безрезультатно экстрасенсов, парапсихологов и пр., наблюдается скептическое отношение к лечению; выявлено разное отношение к лечению у лиц с различным материальным положением; наблюдаются различные установки на избавление от заикания у пациентов, преследующих разные цели. У истерических больных в ряде случаев имеется установка на избавление от заикания, эти больные четко выполняют рекомендации специалистов. У детей с олигофренией, как правило, прослеживается безразличное отношение к своему речевому нарушению, установки на лечение заикания практически отсутствуют. 3. Психотерапевтический. Необходим тщательный контроль за подбором дидактического материала, отражающего современную жизнь; аутогенная тренировка и гипноз проводятся в малых психотерапевтических группах, подобранных по социальному признаку; сеанс внушения в бодрствующем состоянии в настоящее время не проводится, так как он практически дискредитирован неспециалистами; отмечено специфическое отношение к гипнотерапии у лиц с различным вероисповеданием; выявлены особенности в проведении определенных видов внушения: отдельные формы этого воздействия по этическим соображениям в настоящее время не проводятся (плацебо-терапия). У истерических больных вместо сеанса наркопсихотерапии чаще используются более щадящие когнитивно-поведенческие техники. У заикающихся детей с олигофренией применяются различные формы императивного внушения и когнитивной психотерапии; аутотренинг заменяется упражнениями на расслабление.

Комментарии закрыты.

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Страница: 1 2