И тем не менее некоторые…

И тем не менее некоторые из обследованной группы заикающихся в возрасте 7—8 лет начинали учиться в 1 классе массовой школы. В силу перечисленных особенностей дети с программой 1 класса не справлялись, попадали в число отстающих учеников. Нередко такие дети в результате повышенной возбудимости и двигательной расторможенности, отсутствия устойчивого внимания, вследствие плохого отношения к ним товарищей по классу в связи с характерными для больных особенностями поведения не могли освоиться с режимом массовой школы и попадали в конфликтную ситуацию, которая являлась причиной развития невротической симптоматики. Все это также в определенной мере способствовало возникновению заикания у данного контингента учащихся. Приведем пример. Больной О., 9 лет. Диагноз детского психиатра: дебильность, обусловленная травмой головного мозга в двухлетнем возрасте.

У ребенка при поступлении в логотерапевтический центр наблюдалось заикание в тяжелой степени, артикуляционно-дыхательная форма, тонико-клонический тип речевых судорог. В возрасте 7 лет мальчик поступил в 1 класс массовой школы. Ребенок сразу попал в число отстающих учеников. Дома создалась напряженная обстановка, так как бабушка, занимающаяся воспитанием, обвиняла мальчика в лени.

В ответ на настоятельные советы врача и учителя задержать О. еще на год дома бабушка уговорила учителя оставить ребенка в школе на испытательный срок, а дома заставляла его усиленно заниматься с репетитором. В итоге состояние здоровья мальчика резко ухудшилось: появились головные боли, плаксивость, нарушился сон. Отдельные речевые задержки переросли в тяжелое заикание. О. перестал посещать школу, начал систематическое лечение у детского психиатра, регулярно посещал логопедические занятия. В следующем учебном году был направлен в 1 класс вспомогательной школы. Учебный год он окончил успешно, здоровье ребенка улучшилось, в результате систематических логопедических занятий улучшилась и его речь. В беседах с детьми, их родителями и учителями выясняется, что у заикающихся со сниженным интеллектом при общении с окружающими иногда возникают отдельные трудности, переживания, связанные с их нарушенной речью.

Так, на вопросы: «Мешает ли тебе твоя речь?», «Почему ты хочешь избавиться от заикания?» — дети отвечают: «Меня дразнят в школе», «Мне трудно отвечать на уроках чтения». Но эти, в общем-то, незначительные переживания не вырастают в тот социально значимый комплекс неполноценности, который нередко наблюдается у умственно нормальных детей и особенно подростков, страдающих логоневрозом. В связи с этим логопедическая работа, направленная на преодоление заикания у детей с неглубоким снижением интеллекта, в отдельных случаях проходит успешнее, чем с теми заикающимися, у которых при нормальном интеллекте наблюдаются выраженные вторичные логоневротические реакции (страх речевого общения, фобии отдельных «трудных» звуков речи, защитные ритуальные навязчивые движения и пр.).

Комментарии закрыты.

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Страница: 1 2