Больные, отказывающиеся…

4. Больные, отказывающиеся от проведения режима молчания (18%). Это студенты и старшие учащиеся средних учебных заведений, подрабатывающие в выходные дни. Длительный охранительный режим показан больным с тревожно-мнительными чертами характера, страдающим выраженной логофобией. Мы делим его на два периода: двое суток — полное молчание, трое суток — молчание, прерываемое несколько раз в день самостоятельной работой над голосодыхательными упражнениями, речевыми образцами и тренировочными фразами. Эта форма охранительного режима больше всего способствует дальнейшему проведению логотерапевтической и психотерапевтической работы с заикающимися. Специфика этапа автоматизации навыков улучшенной речи РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ЛОГОТЕРАПИЯ После снятия охранительного режима в условиях продолжения работы над речевыми образцами, диалогом и фразами начинается активная тренировка речи на материале художественной литературы либо — для отдельных больных — несложных заметок из газет. Больным рекомендуется подбирать маленькие рассказы или небольшие отрывки из прозаических произведений. Основные требования, которые необходимо учитывать при отборе тренировочных текстов, — это несложный в грамматическом отношении язык писателя и динамичность сюжета (А. П. Чехов — ранние рассказы, И. Ильф и Е. Петров и др.). Такой материал больному легче запомнить и пересказать в группе, а это очень важно в связи с тем, что в момент пересказа ему необходимо тщательно следить за темпом своей речи, слитностью слов во фразе, паузами между фразами или их смысловыми частями, манерой поведения и пр. В тех случаях, когда у заикающегося наблюдается резко ускоренный темп речи (тахилалия), он плохо чувствует просодические особенности русского языка. На первых занятиях данного этапа лечения ему предлагают подготовить пересказ русской народной сказки. В установочной беседе специалист объясняет больному, что содержание сказки требует характерной речевой формы, основанной на небыстрой, «уютной» речи, которая могла бы привлечь внимание ребенка, успокоить малыша, подготовить его ко сну. Спокойный, задумчивый зачин сказки — «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…» и т. д. — следует произнести медленно, с достаточно длительными паузами, как бы стараясь заинтересовать слушателей в том, что произойдет дальше. В необходимых случаях больному рекомендуется прием моноритмизации — выделение ударением каждого слога, кроме последнего слога заключительного слова фразы. Вся фраза при правильном использовании этого приема состоит не из отдельных слов, а из слогов, т. е. речь идет о полной слитности слов во фразе либо в ее смысловой части (пациент может незаметно отбивать ритм большим и указательным пальцами ведущей руки). Указанный прием дает возможность пациенту тщательнее контролировать темп речи и необходимые паузы в нужном месте текста.

Комментарии закрыты.

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Страница: 1 2